1-я железная дорога большого протяжения была построена в 1851г между Петербургом и Москвой. В 1913 Россия по протяжённости железных дорог — 71,7 тыс. км — вышла на 2-е место в мире (после США), но для огромной территории страны эта сеть была недостаточна.
В период Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 было разрушено около 4 тыс. мостов, много станций, депо, линий связи и других сооружений. В декабре 1921 насчитывалось неисправных паровозов 61% и вагонов свыше 28%. Коммунистическая партия, Советское правительство и лично Ленин уделили большое внимание налаживанию транспорта для решения задачи восстановления разрушенного войной хозяйства.
В период индустриализации страны развернулось техническое перевооружение транспорта. В 1929—1932гг было завершено строительство Туркестано-Сибирской магистрали, железнодорожных линий Акмолинск— Караганда, Карталы — Магнитогорск, начато сооружение Беломорско-Балтийского канала, введены трубопровод Баку — Батуми и продуктопровод Армавир — Трудовая. Развивались автомобиле-, судо- и самолётостроение. За годы 2-й и 3-й пятилеток (1933 — 1-я половина 1941) были введены в строй каналы Беломорско-Балтийский (1933) и им. Москвы (1937), автомобильная магистраль Москва — Минск, нефтепроводы Малгобек — Грозный и Горагорский — Грозный, началось освоение Северного морского пути. Были фактически созданы автомобильный, трубопроводный, воздушный транспорт.
Развитие единой транспортной системы страны и рациональное распределение перевозок между различными видами грузового транспорта ведётся с учётом их технико-экономических особенностей (см. табл. 1). Для железнодорожного транспорта характерна массовость, универсальность, регулярность, высокая скорость и дешевизна перевозок. Несмотря на снижение доли железнодорожного транспорта, его роль во внутреннем грузообороте остаётся ведущей.
Глубокими качеств. изменениями характеризуется развитие пассажирского транспорта. Возросла доля железнодорожного транспорта (с 89,5% в 1950 до 41,8% в 1975).
Табл. 1. — Доля отдельных видов транспорта в перевозках грузов всеми видами транспорта, %
Железнодорожный |
1913 |
1928 |
1940 |
1950 |
1960 |
1970 |
1975 |
60,6 |
78,2 |
85,1 |
84,4 |
79,8 |
65,2 |
62,2 | |
Морской |
16,1 |
7,8 |
4,9 |
5,6 |
7,0 |
17,1 |
14,1 |
Речной |
22,9 |
13,3 |
7,4 |
6,5 |
5,3 |
4,5 |
4,3 |
Нефте- и нефтепродуктопроводный |
0,3 |
0,5 |
0,8 |
0,7 |
2,7 |
7,4 |
12,8 |
Автомобильный (народнохозяйственный) |
0,1 |
0,2 |
1,8 |
2,8 |
5,2 |
5,8 |
6,5 |
Воздушный |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0,1 |
Похожие статьи:
Эксплуатационно-технические требования к кодам АЛС
В соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки проверка работы устройств АЛС проводится периодически вагонами-лабораториями с рассмотрением результатов совместно службами сигнализации и связи и локомотивного хозяйства 2 раза в год. Прове ...
Формы организации движения судов
На морском транспорте различают две формы организации движения судов - регулярное и нерегулярное (или трамповое) судоходство. К регулярной форме относятся линейное судоходство и работа последовательными рейсами. Линейное судоходство - это такая форма организации работы флота, при которой обеспечива ...
Определение количества постов и линий ТО и ТР
Количество универсальных постов определяется исходя из ритма производства и такта поста. Все виды ТО для автомобилей КамАЗ выполняются на поточных линиях, так как суточные программы видов ТО соответствуют требованиям: для ТО-2 минимальное количество обслуживаний – 5-6 , а для ТО-1 – 12-15, так как ...