Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы товарные средств производства и запасы товарные предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы материально-технического снабжения Куйбышевской железной дороги относятся к товарным запасам средств производства. Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные.
Запасы текущие – основная часть производственных и товарных запасов. Эта категория запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется (запас как бы «вытекает», обеспечивая потребности производственного или торгового процесса).
Запасы страховые – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае непредвиденных различных обстоятельств, например, таких, как:
· отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
· в случаях возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
· в случае непредвиденного возрастания спроса.
Страховой запас, таким образом, является своеобразным амортизатором, который позволяет чувствовать себя комфортно и не «набивать шишек на ухабах плохо отрегулированных хозяйственных отношений и точного прогноза». Однако за комфорт положено платить. При нормальном ходе производственного или торгового процесса величина страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.
Запасы сезонные – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.
Управление запасами предусматривает организацию контроля их фактического состояния.
Контроль состояния запасов – это изучение и регулирование уровня запасов производственно-технического назначения, изделий народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия, оперативных мер к ликвидации отклонений.
Необходимость контроля состояния запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль состояния запаса проводится на основе данных учета запасов и может осуществляться непрерывно, либо через определенный периоды.
Контроль состояния запасов на предприятии может осуществляться с помощью информационных технологий.
Примерная классификация систем контроля запасов представлена на рис. 3.1.1.
Запас материалов на складе является изменяющейся величиной. Ее рост или снижение зависит от объема поступления и отпуска материалов. Каждому материальному складу устанавливается норма запаса, которая рассчитывается в денежном и натуральном выражении, а также в днях среднего срока хранения материалов на складе. От величины запаса зависит потребность в складской площади и оборудовании для хранения и транспортирования материалов. Запас материалов постоянно должен находится в пределах установленного норматива. В противном случае могут образоваться сверхнормативные запасы или будет ощущаться нехватка материалов и перебои в снабжении ими производства.
Похожие статьи:
Расчет длин рабочих поездов
Успешная работа ПМС в «окно» в значительной степени зависит от своевременного и правильного формирования рабочих поездов. В зависимости от характера выполняемой работы на перегоне эти схемы могут быть различными. Однако они должны быть соответствовать типовым схемам установленным Инструкцией по обе ...
Мероприятия по автоматизации построения графика движения поездов
Разработка графика движения поездов на сети железных дорог РФ осуществляется с помощью автоматизированной системы на основе специальных программ для ПЭВМ. Главный вычислительный центр МПС РФ разработал Методические указания для инженера-графиста, в которых описан комплекс программ, составляющий «Ав ...
Поцесс топливоподачи
Исходные данные 4.1.1 Цикловая подача топлива : QT = 1534 мм3 / цикл; 4.1.2 Частота вращения кулачкового вала топливного насоса nk = 475 мин-1 ; 4.1.3 Давление рабочих газов в цилиндре двигателя во время впрыскивания топлива, МПа МПа; Рсж = 7 МПа – давление рабочих газов в конце сжатия; Рz = 12 МПа ...