Сущность транспортной инфраструктуры и ее роль в экономике государства

Информация » Транспортный комплекс Республики Казахстан » Сущность транспортной инфраструктуры и ее роль в экономике государства

Страница 1

В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены бес помощи транспорта, обеспечивающего заполнение географических разрывов между сферами производства и потребления.

В результате общественного разделения труда этот вид деятельности обособился, что привело к выделению транспортной продукции в самостоятельный товар, имеющий достаточно высокую меновую и потребительскую стоимость. Транспорт призван связывать производство и потребителя.

Транспортная деятельность представляет собой часть экономической деятельности, которая направлена на повышение степени удовлетворения потребности общества посредством изменения географического положения товаров и людей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что сам по себе он не производит новой материальной продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая производством сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю.

Специализация отдельных регионов и их комплексное развитие невозможно без участия транспорта. Вместе с тем принятие решения о создании новых производств, обычно сопровождающихся ростом потребности в перевозках, находится в прямой зависимости от уровня развития транспортной инфраструктуры региона и ее возможностей по обеспечению этой потребности. Следовательно, транспортный фактор оказывает решающее влияние на рациональное размещения производительных сил.

Транспорт создает условия для формирования и функционирования локального и общегосударственного рынка. Поэтому при переходе к рыночным отношениям значение рационализации транспортной системы существенно возрастает с одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с их жизнеспособностью, с другой стороны, рынок подразумевает обмен товарами и услугами. Таким образом, без транспорта не возможен и сам рынок. Вследствие этого транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры и экономической базы государства в целом.

Выступая в качестве составляющей общей системы инфраструктуры рынка транспорт представляет собой комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное решение задач товарооборота между субъектами рынка. Его функция заключается в соединении производственных ресурсов в процессе воспроизводства и обеспечении их поступления на рынок.

Роль транспорта в обеспечении экономического роста несомненна. Увеличение производства продукции требует больше сырья, больших размеров рынка и большего объема транспортной работы. Поэтому транспорт выступает чутким барометром национального мирового хозяйства. В то же время являясь крупным потребителем транспортных средств энергоносителей, строительных и других материалов, он во многом определяет загрузку производственных мощностей, заметно влияя на формирование ВВП.

Доля транспорта в ВВП большинства развитых стран колеблется в пределах от 4-9%, а в занятости населения – 3-8%.

Следует подчеркнуть весомую роль участия государства в развитии транспортной системы. Транспорт является материало- и энергоемкими сектором хозяйства с длительным инвестиционным циклом, высоким уровнем физического и морального износа. На долю транспорта приходится около 20% основных мировых фондов.

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой создает интеграционный эффект, являясь одним из факторов привлечения населения и производства. Хотя транспорт и не производит материальной продукции, а только участвует в ее доставке в пункты потребления, транспортные издержки учитываются в цене товара. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки весьма значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут превышать 50%. Транспортный фактор имеет особое значение в Республике Казахстан с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Таким образом, транспорт – это важная составляющая в экономике любого государства.

Транспортную систему формируют различные виды транспорта. Здесь следует отметить, что деление транспорта на виды коренным образом отличается от деления промышленности и сельского хозяйства на отрасли. Разные виды транспорта создают, вообще, одну и ту же продукцию – осуществляют перемещение грузов и пассажиров. Исходя из качественного различия продукции можно было бы выделить только две отрасли транспортного производства – пассажирский и грузовой транспорт. Однако все виды транспорта (за исключением лишь трубопроводного) способны выполнять как грузовые, так и пассажирские перевозки.

Виды транспорта отличаются друг от друга не качественными особенностями их продукции, родом используемого сырья или стадией производства, а использованием естественных или искусственных путей сообщения. Эти различия носят преимущественно географический характер. Не случайно виды транспорта естественно группируются по геосферам (наземный, водный и воздушный).

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Построение диаграммы пассажиропотока и расчет потребных размеров пассажирских поездов
Диаграмма пассажиропотока строится на основании «косой» таблицы расчётных среднесуточных размеров пассажиропотоков на расчётном полигоне (таблица 1). Для этого рассчитывается мощность пассажиропотока на каждом участке железнодорожного полигона. Мощность пассажиропотока на участке А-Б: (3.1) где – с ...

Технико-эксплуатационная характеристика расчётного полигона
Города А и Д являются крупными административными, промышленными и культурными центрами. Здесь зарождается и погашается большой пассажиропоток. Исходя из данных в задании имеются установленные пассажиропотоки, приведенные в таблицах 1 и 2. Для обеспечения пассажироперевозок, двухпутное железнодорожн ...

Расчет коммутации
Целью данного расчета является проверка напряженности коммутации, которая характеризуется реактивной ЭДС коммутируемой секции /1, стр.172/. Изменение тока в проводнике сопровождается ЭДС самоиндукции (12.1) где - число витков секции (для всех тяговых двигателей); - поток, сцепленный с секцией. Поск ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.localtransport.ru