Сущность транспортной инфраструктуры и ее роль в экономике государства

Информация » Транспортный комплекс Республики Казахстан » Сущность транспортной инфраструктуры и ее роль в экономике государства

Страница 1

В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены бес помощи транспорта, обеспечивающего заполнение географических разрывов между сферами производства и потребления.

В результате общественного разделения труда этот вид деятельности обособился, что привело к выделению транспортной продукции в самостоятельный товар, имеющий достаточно высокую меновую и потребительскую стоимость. Транспорт призван связывать производство и потребителя.

Транспортная деятельность представляет собой часть экономической деятельности, которая направлена на повышение степени удовлетворения потребности общества посредством изменения географического положения товаров и людей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что сам по себе он не производит новой материальной продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая производством сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю.

Специализация отдельных регионов и их комплексное развитие невозможно без участия транспорта. Вместе с тем принятие решения о создании новых производств, обычно сопровождающихся ростом потребности в перевозках, находится в прямой зависимости от уровня развития транспортной инфраструктуры региона и ее возможностей по обеспечению этой потребности. Следовательно, транспортный фактор оказывает решающее влияние на рациональное размещения производительных сил.

Транспорт создает условия для формирования и функционирования локального и общегосударственного рынка. Поэтому при переходе к рыночным отношениям значение рационализации транспортной системы существенно возрастает с одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с их жизнеспособностью, с другой стороны, рынок подразумевает обмен товарами и услугами. Таким образом, без транспорта не возможен и сам рынок. Вследствие этого транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры и экономической базы государства в целом.

Выступая в качестве составляющей общей системы инфраструктуры рынка транспорт представляет собой комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное решение задач товарооборота между субъектами рынка. Его функция заключается в соединении производственных ресурсов в процессе воспроизводства и обеспечении их поступления на рынок.

Роль транспорта в обеспечении экономического роста несомненна. Увеличение производства продукции требует больше сырья, больших размеров рынка и большего объема транспортной работы. Поэтому транспорт выступает чутким барометром национального мирового хозяйства. В то же время являясь крупным потребителем транспортных средств энергоносителей, строительных и других материалов, он во многом определяет загрузку производственных мощностей, заметно влияя на формирование ВВП.

Доля транспорта в ВВП большинства развитых стран колеблется в пределах от 4-9%, а в занятости населения – 3-8%.

Следует подчеркнуть весомую роль участия государства в развитии транспортной системы. Транспорт является материало- и энергоемкими сектором хозяйства с длительным инвестиционным циклом, высоким уровнем физического и морального износа. На долю транспорта приходится около 20% основных мировых фондов.

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой создает интеграционный эффект, являясь одним из факторов привлечения населения и производства. Хотя транспорт и не производит материальной продукции, а только участвует в ее доставке в пункты потребления, транспортные издержки учитываются в цене товара. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки весьма значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут превышать 50%. Транспортный фактор имеет особое значение в Республике Казахстан с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Таким образом, транспорт – это важная составляющая в экономике любого государства.

Транспортную систему формируют различные виды транспорта. Здесь следует отметить, что деление транспорта на виды коренным образом отличается от деления промышленности и сельского хозяйства на отрасли. Разные виды транспорта создают, вообще, одну и ту же продукцию – осуществляют перемещение грузов и пассажиров. Исходя из качественного различия продукции можно было бы выделить только две отрасли транспортного производства – пассажирский и грузовой транспорт. Однако все виды транспорта (за исключением лишь трубопроводного) способны выполнять как грузовые, так и пассажирские перевозки.

Виды транспорта отличаются друг от друга не качественными особенностями их продукции, родом используемого сырья или стадией производства, а использованием естественных или искусственных путей сообщения. Эти различия носят преимущественно географический характер. Не случайно виды транспорта естественно группируются по геосферам (наземный, водный и воздушный).

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Низкотемпературные свойства дизельных топлив
Низкотемпературные свойства характеризуются такими показателями, как температура застывания tз, температура помутнения tп и предельная температура фильтрации tпф. Температура застывания характеризует потерю текучести (подвижности) топлива с понижением температуры из-за увеличения вязкости и выделен ...

Выпускной коллектор
Как видно на примерах использования этих двух вариантов газотурбонаддува, работа турбины, прежде всего, зависит от геометрии и конструкции выпускного коллектора. Если необходимо получить хороший коэффициент полезного действия турбины, то следует по-настоящему отрегулировать отдельные выпускные пото ...

Определение годового объёма вспомогательных работ
Кроме работ по ТО и ТР на предприятии выполняются вспомогательные работы. Годовой объём вспомогательных работ по АТП Твсп. г = (åТ то+ åТтр) Квсп / 100 , (2.36) где Квсп = 20…30 %, зависит от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей. чел-ч. Таблица 2.8 – Распределение вспомо ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.localtransport.ru