Сущность транспортной инфраструктуры и ее роль в экономике государства

Информация » Транспортный комплекс Республики Казахстан » Сущность транспортной инфраструктуры и ее роль в экономике государства

Страница 2

Насчитывается 6 основных современных видов транспорта: железнодорожный, автодорожный, морской, внутренний водный (речной, озерной), воздушный и трубопроводный.

Разные виды транспорта пользуются различными естественными или искусственно сооруженными путями сообщения. К последним относятся железные и автомобильные дороги, трубопроводы, морские и внутренние судоходные каналы, а также значительная часть улучшенных речных путей.

Наряду с делением транспорта на виды немаловажное значение имеет также подразделение транспортных предприятий и их работы по характеру обслуживаемых связей, т.е. по видам сообщения. Так, различают международные и внутригосударственные сообщения, делящиеся, в свою очередь, на межрайонные, внутрирайонные и местные, междугородные и внутригородские сообщения.

Ни один вид транспорта не ограничивает обслуживанием исключительно международных или внутренних, междугородних или внутригородских сообщений. Можно говорить лишь о преобладающим использовании того или другого вида транспорта для определенного вида сообщения. Морской транспорт применяется в основном в международных перевозках, но и в значительной степени и во внутренних – в каботаже. Для всех других видов транспорта основными являются внутренние сообщения, при этом транспорт широко используется для внутригородских и пригородных перевозок.

В РК представлены все основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, речной и морской.

Транспортный комплекс – сложная межотраслевая система, занимающая ключевое положение в территориальной организации производительных сил. Экономико-географическое изучение транспорта направлено на раскрытие территориальных особенностей функционирования транспортной системы. При этом особое значение имеет оценка транспортно-географического положения как отдельных элементов транспортной системы, так и различных народно-хозяйственных объектов, взаимодействующих между собой с помощью транспорта.

В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения, зависящие прежде всего от уровня эксплуатационных расходов, необходимых капиталовложений, удельного расхода топлива и энергии, мощностей грузовых и пассажирских потоков, дальности перевозки, рода грузов. Например, железнодорожный транспорт осуществляет перевозки массовых грузов, морской – межконтинентальные перевозки на большие расстояния, а также большим и малым каботажем.

В последнее время доля железнодорожного транспорта Казахстана в общем грузообороте снизилась, но он сохраняет свое ведущее значение в транспортном комплексе страны, что обусловлено в первую очередь его технико-экономическими преимуществами перед другими видами наземного транспорта и соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям: водные пути далеко не везде совпадают с ними.

Кроме того, зима приостанавливает навигацию на многих речных и морских путях на длительный срок. Сокращение удельного веса речного транспорта в грузообороте республики объясняется прежде всего наличием других, более эффективных видов транспорта – трубопроводного и автомобильного. Распад СССР и расширение международных экономических связей привели к росту международных экономических связей и соответственно к увеличению доли морского транспорта в грузо- и пассажирообороте.

Все больше возрастает роль трубопроводного транспорта, однако он остается узкоспециализированным, осуществляющим перекачку сырой нефти, продуктов ее переработки и природного газа.

Железнодорожный транспорт уступает по пассажирообороту автотранспорту. Особенно велик удельный вес автотранспорта во внутригородских перевозках. Усиление его роли закономерно, т.к. большая часть пассажирских перевозок приходится на маршруты между населенными пунктами, не имеющих прямой железнодорожной связи. В направлениях, параллельных железнодорожным линиям автобусами перевозится ¼ всех пассажиров. На воздушный транспорт в общих пассажирских перевозках приходится менее 1%, но исключительно большая их дальность выдвинула его на 3 место среди всех видов транспорта по объему пассажирооборота.

Развитие транспортной отрасли является одной из приоритетных задач экономической политики РК. С эффективным развитием транспорта связано полноценное функционирование всей экономической системы, интеграция Казахстана в мировую экономику, стабильное социально-экономическое положение страны.

Одной из главных задач транспортной отрасли является поиск оптимальных структур управления, направленных на выведение транспорта республики на новые горизонты развития.

Сфера целесообразного использования отдельных видов транспорта в обеспечении потребности общества в перевозках в основном определяется из технико-эксплуатационными характеристиками, структурой и конкретными условиями формирования грузопотоков.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Компоновка производственного участка
За основу компоновки производственного участка необходимо принимать соответствие между схемой технологического процесса ремонта изделия и транспортированием внутрипроизводственных грузов. Направление грузопотока должно совпадать с ходом технологического процесса . Из анализа технологического процес ...

Динамическое вписывание электровоза в кривой
Динамическое вписывание рассчитываем для тележки с маятниковыми опорами кузова. Вычерчиваем схему тележки электровоза, наносим основные силы и моменты, действующие на нее. Радиус кривой для динамического вписывания Rд=450 м, База тележки b=4,6 м, База локомотива L=11,5 м, Нагрузка на боковую опору ...

Уровень дороги. Конфигурация закупок дороги
Закупки ж/д имеют обширную область: товарно-материальные ценности, топливо, масла и смазки, материалы верхнего строения пути, строительные ма­териалы, дорогостоящее оборудование и т.д. Закупки могут производить службы, линейные предприятия под выделенные лимиты финансирование через конкурсную комис ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.localtransport.ru