Понятие технологии программирования

Страница 8

Преимущество экспериментальных методов отладки состоит в том, что основная рутинная работа по анализу процесса вычислений перекладывается на компьютер. Многие трансляторы имеют встроенные средства отладки для получения информации о ходе выполнения программы.

Недостаток экспериментальных методов отладки – в программу вносятся изменения, при исключении которых могут появиться ошибки. Впрочем, некоторые системы программирования создают специальный отладочный экземпляр программы, а в основной экземпляр не вмешиваются. (С.А, 2003) [13]

Под понятием «программное обеспечение, критичное с точки зрения безопасности» (Safety-Critical Software – для краткости будем называть его «критичное программное обеспечение») обычно понимают такое программное обеспечение, которое влияет на поведение систем, сбой которых может повлечь риск для человеческих жизней.

Иногда этим же термином называют программы, разработанные в соответствии со специальными стандартами, принятыми для критически важных областей.

Главным препятствием, стоящим на пути применения «коробочных» программных продуктов в критических областях, является недостаточная информация о «родословной» изделий, т.е. о процессах разработки, тестирования, верификации и управления качеством и т.п. Эту проблему в значительной мере решает как лицензирование деятельности предприятий, так и сертификация соответствующей продукции на соответствие определенным требованиям, сформулированным, как правило, в виде стандартов или иных руководящих документов. К функциональной безопасности программного обеспечения имеет отношение ряд международных и национальных, общих и отраслевых стандартов, регламентирующих жизненный цикл технических систем. Основные из этих стандартов подробно рассмотрены в работе «Технологические процессы и стандарты обеспечения функциональной безопасности в жизненном цикле программных средств» (В.В Липаев). Мы же рассмотрим такой важный аспект разработки критичного программного обеспечения, как тестирование.

Тестирование является одним из видов верификации и направлено на определение того, соответствует ли программное обеспечение требованиям спецификации. Каким же образом можно понять, следует ли доверять проведенному тестированию или нет?

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408 (известный под названием «Общие критерии») в отношении тестирования вводит понятия «Покрытие» и «Глубина». Покрытие показывает полноту охвата тестами (т.е. покрытие тестами) функциональных возможностей объекта оценки, а глубина характеризует уровень детализации тестирования. При оценке корректности тестирования за рубежом часто используют классификацию и требования, установленные в стандарте DO-178B «Software Considerations in Airborne Systems and Equipment Certification» («Оценки программного обеспечения для сертификации бортовых авиационных систем и оборудования»), известный в Европе как ED-12B. DO-178B исходит из того, что при эксплуатации системы существуют потенциальные угрозы безопасности, возникающие при сбое программного обеспечения (например, останов двигателей самолета в полете), и возможных последствий такого сбоя.

Сертификация программного обеспечения на соответствие DO-178B, по сути дела, заключается в проверках, как реализованы средства предотвращения угроз. Очевидно, что, с одной стороны, не всегда ошибка в программе приводит к сбою системы, с другой стороны, сбой системы может произойти по причине, независящей от программы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Локальные характеристики автотранспортных потоков
В обобщенном смысле потоком называется совокупность автотранспортное средство (АТС), являющихся участниками движения на улично-дорожной сети (УДС). Улично-дорожная сеть, по которой перемещаются АТС, состоит из перегонов, перекрестков, Т-образных участков и системы управления. Поведение автотранспор ...

Расчет устройств локомотивного хозяйства
При разработке курсового проекта участковой станции определяется количество ремонтных стойл локомотивного депо, число мест экипировки локомотивов, емкость склада песка и емкость для хранения дизельного топлива. Далее по расчетным данным устанавливаются размеры (длина, ширина) устройств локомотивног ...

Построение статических характеристик регулятора и системы автоматического регулирования
Статическая характеристика регулятора строиться следующим образом: - в координатных осях np - h указывают заданный для расчёта установившийся режим работы 0 как исходный, с координатами , определёнными посредством формул (12), (23) и графика назначаемых индексов подачи топлива, построенного ранее н ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.localtransport.ru