Понятие технологии программирования

Страница 8

Преимущество экспериментальных методов отладки состоит в том, что основная рутинная работа по анализу процесса вычислений перекладывается на компьютер. Многие трансляторы имеют встроенные средства отладки для получения информации о ходе выполнения программы.

Недостаток экспериментальных методов отладки – в программу вносятся изменения, при исключении которых могут появиться ошибки. Впрочем, некоторые системы программирования создают специальный отладочный экземпляр программы, а в основной экземпляр не вмешиваются. (С.А, 2003) [13]

Под понятием «программное обеспечение, критичное с точки зрения безопасности» (Safety-Critical Software – для краткости будем называть его «критичное программное обеспечение») обычно понимают такое программное обеспечение, которое влияет на поведение систем, сбой которых может повлечь риск для человеческих жизней.

Иногда этим же термином называют программы, разработанные в соответствии со специальными стандартами, принятыми для критически важных областей.

Главным препятствием, стоящим на пути применения «коробочных» программных продуктов в критических областях, является недостаточная информация о «родословной» изделий, т.е. о процессах разработки, тестирования, верификации и управления качеством и т.п. Эту проблему в значительной мере решает как лицензирование деятельности предприятий, так и сертификация соответствующей продукции на соответствие определенным требованиям, сформулированным, как правило, в виде стандартов или иных руководящих документов. К функциональной безопасности программного обеспечения имеет отношение ряд международных и национальных, общих и отраслевых стандартов, регламентирующих жизненный цикл технических систем. Основные из этих стандартов подробно рассмотрены в работе «Технологические процессы и стандарты обеспечения функциональной безопасности в жизненном цикле программных средств» (В.В Липаев). Мы же рассмотрим такой важный аспект разработки критичного программного обеспечения, как тестирование.

Тестирование является одним из видов верификации и направлено на определение того, соответствует ли программное обеспечение требованиям спецификации. Каким же образом можно понять, следует ли доверять проведенному тестированию или нет?

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408 (известный под названием «Общие критерии») в отношении тестирования вводит понятия «Покрытие» и «Глубина». Покрытие показывает полноту охвата тестами (т.е. покрытие тестами) функциональных возможностей объекта оценки, а глубина характеризует уровень детализации тестирования. При оценке корректности тестирования за рубежом часто используют классификацию и требования, установленные в стандарте DO-178B «Software Considerations in Airborne Systems and Equipment Certification» («Оценки программного обеспечения для сертификации бортовых авиационных систем и оборудования»), известный в Европе как ED-12B. DO-178B исходит из того, что при эксплуатации системы существуют потенциальные угрозы безопасности, возникающие при сбое программного обеспечения (например, останов двигателей самолета в полете), и возможных последствий такого сбоя.

Сертификация программного обеспечения на соответствие DO-178B, по сути дела, заключается в проверках, как реализованы средства предотвращения угроз. Очевидно, что, с одной стороны, не всегда ошибка в программе приводит к сбою системы, с другой стороны, сбой системы может произойти по причине, независящей от программы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Статика регулятора и выбор его параметров
Уравнение динамики (38) регулятора в целом дает возможность сделать ряд важных выводов в части его статических свойств и особенностей как автономно рассматриваемого устройства. Формально, при выполнении условия p= 0, это уравнение порождает уравнение статического равновесия регулятора в виде Отсюда ...

Построение диаграммы пригородного пассажиропотока и расчет параметров движения пригородных поездов
Размеры движения пригородных поездов зависят от мощности суточного пассажиропотока и вместимости состава поезда. В связи со значительными сезонными и внутринедельными колебаниями пассажиропотоков размеры движения пригородных поездов устанавливаются отдельно на зимний и летний периоды, а также на ра ...

Организация работы маршрута
По расчетам вышло, что организация маршрута не нуждается в изменениях и дополнениях, в увеличении количество используемых транспортных средств. В изменениях нуждаются условия работы водителей, а именно подвижной состав, который за многие годы службы не менялся ни разу, также рабочая одежда. Расписа ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.localtransport.ru