Расчет плавания по ДБК

Когда трасса предстоящего плавания включает в себя океанский переход, влияние погоды и состояние моря приобретают особо важное и нередко основное значение при выборе наивыгоднейшего пути судна. При осуществлении такого выбора возникает потребность удовлетворить самые разные запросы: переход должен быть безопасным, экономичным, протекать в желаемые сроки и при наиболее благоприятных внешних условиях. Наивыгоднейший путь судна из одной точки земной поверхности в другую совпадает с кратчайшим расстоянием между этими точками, то есть с дугой большого круга (ДБК). Трудность заключается в том, что на применяемых для целей судовождения, меркаторских картах ортодромия в виде прямой линии не изображается. На них для прокладки удобнее использовать локсодромию. Вычислим длину локсодромии и ортодромии между двумя точками - Фримантл (φн = 32°03' S; λн = 115°47' Е) и Кейптаун (φк = 33°56' S; λк = 18°26' Е) с временем выхода 14.01.2003.

Расчет разности длин локсодромии и ортодромии. Целесообразность плавания по дуге большого круга (ортодромии) определяется разностью S—D, где S — длина локсодромии и D — длина ортодромии. Если эта разность значительная и выигрыш в продолжительности перехода составляет десятки часов, то плавание по ортодромии считается выгодным. Решение задач выполняют с использованием таблиц МТ-75 или ЭКВМ.

Для вычисления S служит формула

S = РШ sec К, (2.6.1)

где РШ — разность широт начального (φн) и конечного (φк) пунктов;

К — локсодромический курс между пунктами плавания, причем

tg K = РД / РМЧ (2.6.2)

(здесь РД — разность долгот начального (λн) и конечного (λк) пунктов, РМЧ — разность меридиональных частей этих пунктов).

РШ = φк - φн = 33°56' S - 32°03' S = - 1°53' (113')

РД = λк - λн = 18°26' Е - 115°47' Е = - 97°21' ( - 5841')

В нашем случае РШ мала, в этом случае рекомендуется вычислять S по формуле

S = ОТШ cosec К. (2.6.3)

Для нахождения ОТШ и К используют формулы:

ОТШ= РД соs. φср; (2.6.4)

tg K = ОТШ / РШ. (2.6.5)

Вычислим:

ОТШ= -5841' соs. 32.98°' S =

= -5841' 0,84 = -4899,8',

tg (K-180) = -4899,8' / -113' = 43,4'

K = 268,7°

S = 4899,8' cosec 268,7° = 4901,1 мили.

Длину ортодромии D вычисляют по формуле

cos D = sin φн sin φк + cos φн cos φк cos РД. (2.6.6)

При анализе формулы 2.6.6 на знаки принимаются условия, приведенные ниже:

Таб.1

Обозначение

Название

Условие

Знаки

sin

cos

φ

Широта

N

S

+

+

+

РД

Разность долгот

РД<90°

РД>90°

+

По логарифмам тригонометрических функций взятых из МТ – 75, при учете знака как указано в таб.1. вычисляем:

φн

φк

РД

32° 03' S

33° 56' S

97° 21' E

(82° 39')

+

sin

+

sin

9.72482

9.74681

+

cos

+

cos

cos

9.92818

9.91891

9.10697

+ I А.Г.

9.47163

0.51757

— II

β

8.95406

9.84280

 

cos D

D

9.31443

78°5.8' = 4685.8 мили

Определение разности: S — D = 4901,1 — 4685.8 = 215.3 мили. Таким образом, длина ортодромии оказалась меньше длины локсодромии на 215.3 миль. Если учесть что скорость судна 17 уз, то выигрыш в продолжительности перехода будет свыше 12 ч.

Похожие статьи:

Принципиальные схемы сигнальных установок
В настоящем курсовом проекте раскрыты принципиальные схемы сигнальных установок Смп и Си. Направление чётное. Станция закрыта, перегон свободен, на входном светофоре Ч горит красный огонь. Проектируемая двухпутная автоблокировка переменного тока работает как в правильном, так и в неправильном напра ...

Расчет качественных показателей использования подвижного состава
В годовом плане работы подвижного состава определяют следующие показатели: 1. Порожний пробег вагонов к общему общпор, % общпор= nlпор *100 = 152801,05*100 = 23,44376 nlгр+nlпор 498976,05+152801,05 2. Динамическая нагрузка груженого вагона, т Pдингр= SPl = 22 ...

Тяговый редуктор
Вращающий момент от якоря тягового электродвигателя на ось колесной пары передается через тяговый редуктор, состоящий из ведущей шестерни и большого зубчатого колеса. Ведущая шестерня, имеющая 15 прямых зубьев, напрессована на коническую часть вала якоря. Ведомая шестерня (большое зубчатое колесо) ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.localtransport.ru